Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Правильная осанка школьника и упражнения для профилактики её нарушений

Дата: 22 января 2016 в 11:13, Обновлено 21 ноября 2016 в 13:25

Правильная осанка школьника – предмет озабоченности врачей. Сегодня искривление позвоночника наблюдается у 80% детей школьного возраста. Причина данного явления заключается не только в неправильной посадке за школьной партой, но и в особенностях образа жизни человека. Что такое осанка и как она влияет на здоровье человека, разберем в статье.

Как появляется искривление осанки

Нарушение осанки сопровождается смещением всех органов человеческого тела. Чтобы этого не происходило, необходимо своевременно выявить данную патологию Для этого человеку следует принять привычную позу стоя со сведенными вместе пятками и расхождением носков под углом 45-50 градусов.

Оцениваются следующие параметры:

 

  • Положение и симметричность пояса верхних конечностей;
  • Проекция оси позвоночника и состояния физиологических изгибов;
  • Наклон таза и форма грудной клетки;
  • Положение нижних конечностей.

При нарушении симметричности вышеописанных анатомических структур назначается рентгенологические исследование позвоночника, чтобы исключить патологию позвоночного столба. Если она выявлена, проводится лечение заболеваний позвоночника. Нарушение осанки в данном случае является вторичным (возникающим вслед за искривлением позвоночного столба).

  • Патологическая осанка школьника чаще всего является первичной. Она формируется из-за асинхронного развития скелетной мускулатуры по обе стороны спины при неправильной посадке за школьной партой.

Рост и формирование позвоночного столба у детей происходит до 25 лет. В это время он сильно подвержен внешним воздействиям. Так, при длительной неправильной посадке за школьной партой мышечный корсет спины с обеих сторон формируется ассиметрично. При этом с одной стороны мышцы находятся в состоянии сокращения, а с другой – расслаблены. В результате гипертоническая мускулатура формирует смещение оси позвоночного столба в свою сторону.

В процессе жизни с позвоночником происходит несколько этапов перестройки, при которых он максимально подвержен патологическому воздействию:

  1. После рождения происходит формирование физиологических изгибов (в шейном, грудном, поясничном и крестцовом отделе);
  2. В школьные годы хрящевая структура позвонков начинает постепенно окостеневать (насыщаться солями кальция). Если в это время повреждаются позвонки, они неправильно срастаются и уже никогда не возвращаются в нормальное состояние;
  3. 3.С 30 до 50 лет начинаются процессы постепенной инволюции позвоночного столба. После 50 лет физиологические изгибы уплощаются, а хрящевая ткань становится менее прочной.

Вследствие вышеперечисленных изменений очень важно правильно обеспечить формирование оси позвоночного столба в школьные годы. Только грамотная профилактика нарушений осанки у школьников позволит предотвратить серьезную патологию в будущем.

Осанка влияет на расположение всех внутренних органов. Их смещение относительно друг друга нарушает множество физиологических процессов:

  • Изменяется артериальное давление и работа сердца из-за затруднений с «прокачкой» крови по сосудам;
  • Затрудняется продвижение каловых масс по кишечнику;
  • Появляются проблемы с мочеиспусканием;
  • За счет сдавления нервных корешков возникают боли в различных органах.

Как определить нарушение

Для оценки осанки в домашних условиях необходимо выполнить следующие действия:

  • Встаньте плотно к ровной стене;
  • Сомкните пятки вместе и расставьте носки под углом в 45 градусов;
  • Опустите руки по швам.

Попробуйте просунуть руку между стеной и поясницей. Если рука не проходит, у человека правильная осанка.

Чтобы исключить ошибки следует обратить внимание на следующие тонкости:

  • Голова должна находиться с туловищем на одной вертикали;
  • Рельеф шеи должен быть симметричным (оценивается по линии, проведенной от края плеча до козелка уха);
  • Плечи и лопатки располагаются на одном уровне.

Существует методика определения подвижности позвоночника. Для этого:

  • Встаньте вертикально и попытайтесь достать кончиками пальцев рук пол;
  • Наклоните туловище вправо и достаньте пол. Аналогично выполните наклон в другую сторону;
  • Наклонитесь максимально назад.

Если человек при выполнении данных наклонов не может достать до горизонтального уровня, очевидно, что у него нарушение подвижности. Чтобы определить его степень следует измерить оставшееся расстояние, которого не хватает до пола. При наклонах вперед и в стороны оценивается расстояние между кончиками третьих пальцев руки и горизонтальной поверхностью. При сгибах назад необходимо измерить высоту между седьмым шейным позвонком и межъягодичной складкой.

Существуют тесты для оценки силовой выносливости, которая часто изменяется при нарушении осанки. Для этого человеку следует выполнить упражнение «ласточка» (см. рисунок) и зафиксировать время, которое он может пробыть в данной позиции.

Упражнение «ласточка»:

  • Дети 7-11 лет должны в норме выдерживать позу в течение 2 минут;
  • Подростки должны фиксировать позиции около 2,5 минут;
  • Взрослые – более 3 минут.

Если у человека существует нарушение осанки, а силовая выносливость не нарушена, применяется комплекс лечебной гимнастики.


Основные виды дефектов спины

Дефекты осанки возникают из-за нарушения нормального развития мышечного корсет спины. Они приводят к изменению физиологических вогнутостей и выпуклостей. Если состояние продолжается длительно, наблюдаются искривления позвоночника в боковой плоскости (сколиоз).

Искривление спины может быть в двух плоскостях: фронтальной и сагиттальной.

Дефекты спины в сагиттальной плоскости:

  • Круглая спина – уплощение лордоза в поясничном отделе и увеличение степени выпуклости грудного кифоза;
  • Кругловогнутая спина – увеличение угла наклона таза, а также всех изгибов позвоночного столба;
  • Сутулость – уменьшение лордоза и увеличение грудного кифоза;
  • Плоская спина – уменьшение наклона таза и поясничного лордоза с малой выраженностью грудного кифоза;
  • Плосковогнутая спина – увеличение лордоза в поясничном отделе с уменьшением грудного кифоза.

Кроме изменений спины при вышеописанных дефектах наблюдаются вторичные изменения:

  • Уплощение лопаток;
  • Западение груди;
  • Наклон головы и шеи вперед;
  • Крыловидное выпячивание лопаток;
  • Расхождение коленей в стороны;
  • Истончение мышечной группы задней части бедра.

Дефекты во фронтальной плоскости приводят к нарушению симметричности между левой и правой половиной туловища.

 

Упражнения для поддержания физиологического состояния осанки

Лечение дефектов спины предполагает соблюдение некоторых обязательных принципов:

  • Сон только на жесткой постели;
  • Постоянная двигательная активность;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Качественный контроль нагрузки на позвоночник;
  • Точная коррекция обуви при укорочении ноги. Разная длина ног – частое явление при деформациях спины.

Нарушение осанки требует назначения специальной лечебной гимнастики. Виды упражнений врачи выбирают в зависимости от особенностей дефектов спины:

  • При плоской и плосковогнутой спине требуется гимнастика для улучшения подвижности позвоночника;
  • При боковом искривлении назначаются упражнения для укрепления грудного кифоза;
  • Круглая спина требует лечебной физкультуры, направленной на улучшение функциональности плечевого пояса.

Для исправления дефектов спины существует 3 основные группы упражнений:

  • Для улучшения подвижности;
  • Для укрепления грудного кифоза;
  • Для усиления функциональности плечевого пояса.

Виды гимнастики для улучшения подвижности:

  • Перед едой 2-3 раза в день укрепляйте мышцы брюшного пресса и спины. Прижимайтесь к стенке так, чтобы плечи, затылок, пятки и таз плотно прилегали к поверхности. Чтобы исключить просветы между позвоночником и спиной необходимо втянуть живот. Длительность сохранения позиции – 60 секунд;
  • Подышите равномерно в стоячем положении, а на выдохе втяните живот и сядьте на пол. Сделайте вдох и сядьте на колени. При этом руки должны быть опущены вниз. Повторите упражнение 6-8 раз.

Упражнения для укрепления кифоза:

  • Сядьте на коврик так, чтобы ноги были согнуты, шея располагалась вертикально, стопы сложены вместе, а подбородок подобран. Дышите не глубоко и равномерно. Повторите комплекс 10-20 раз;
  • В сидячем положении выполняйте по 10-15 наклонов туловища вперед и назад. При этом дышите равномерно. После выполнения 5 наклонов необходимо расслабиться на 30 секунд.

Упражнения для улучшения функциональности плечевого пояса:

  • Сделайте небольшой вдох и выпучите живот вперед. На выдохе сильно втяните живот в себя. Повторяйте гимнастику 2 раза в день по 30-60 раз. Количество повторений должно постоянно увеличиваться;
  • Выполняйте вращение руками в стороны вправо и влево. Количество повторов 15-20. Одновременно с гимнастикой необходимо равномерно дышать.

Как предотвратить сутулость у школьников

Чтобы формировалась правильная осанка школьника, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • Нельзя «писать носом». При сидении за школьной партой не следует близко опираться грудью на ее край. Наоборот, необходимо стараться держать спину вертикально возле спинки стула;
  • Парта должна быть расположена на уровне нижней части груди школьника. Если она будет слишком высокой, пишущая рука будет постоянно подниматься вверх, формируя поднятие вверх правого плечевого пояса;
  • Стул следует подбирать по высоте так, чтобы он соответствовал размеру голени (вместе с обувью);
  • Сиденье по ширине должно занимать в среднем 2/3 длины бедра школьника;
  • Между спинкой и столом парты должно быть расстояние равное размеру грудной клетки школьника в передне-заднем направлении с добавлением к нему 5 см;
  • При письме ребенок должен занимать правильную позу: ноги под прямым углом, затылок приподнят, подбородок опущен, плечевой пояс расположен на одном уровне.

Нарушение осанки – сложный симптомокомплекс патологии, который затрагивает практически все органы. Его лечение требует длительности и регулярности повторений специальных гимнастических упражнений.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.